Вторник, 21.05.2024, 23:28
Сайт районной газеты "МОШКОВСКАЯ НОВЬ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 7 » ПОДНЯЛ С КОЛЕН
18:11
ПОДНЯЛ С КОЛЕН


 Пожилой, но крепкий духом мужчина выходит на высокое крыльцо своего дома. Он смотрит вдаль и прикуривает сигарету. Кто мы есть без наших корней? Никто… Иваны, не помнящие своего родства. Попыхивая сигаретой, он вспоминает и своего деда, и отца, и мать… Сколько всего пережито. Трудно представить, что столько всего предстоит иногда пережить одному человеку, кажется, что этот груз можно было и на двоих, а то и на троих разделить, ан нет…

- Николай Петрович, здравствуйте! Как дела? - отвлекают порой мужчину от воспоминаний идущие мимо дома белоярцы, если видят его на крыльце или во дворе. 

Николай Петрович Гвоздарев в селе Белоярка – уважаемый человек, его до сих пор некоторые называют директором от Бога. И удивляться тут нечему. Он принял убыточное хозяйство, и поднял его с колен. Но обо всем по порядку. Если корни крепкие, то и дерево радует нас своими плодами.

Приехал и построил кузницу

Алексей Иванович Гвоздарев, дедушка Николая Петровича, родился в Тверской губернии. Всю сознательную жизнь батрачил, занимался ковкой лошадей, катал валенки, шил сапоги, занимался ветеринарией. В Столыпинскую реформу, как переселенец, вместе с женой Евдокией приехал в Тогучинский район в село Высокая грива. По приезду в Сибирь Алексей Иванович построил себе дом, а рядом – кузницу. Был мастером на все руки. 

- В семье деда было восемь детей, четыре сына и четыре дочки, - вспоминает Николай Петрович. – Всех сыновей он приучал к кузнечному делу. Дочки помогали по хозяйству.

Другой дед, отец мамы был призван в армию в 1913 году в первую Германскую войну. Домой не вернулся. На руках у бабушки осталось две дочери – Софья и Павлина и два сына. 

Во время коллективизации Алексей Иванович всю домашнюю живность и кузницу передал в колхоз, при этом продолжал в ней работать с сыновьями. У Петра уже было три сына - Николай, наш герой, Анатолий и Федор.

«За мужика остаешься»

В сорок первом году началась страшная для нашего народа война и всех мужчин стали мобилизовывать в армию. Призвали и Петра Алексеевича, тогда его старшему сыну Николаю было всего десять лет.

- Одновременно провожали на войну человек десять мужчин. Вся деревня пришла на проводы: и гармошка играла, и слезы рекой текли, - рассказывает Николай Петрович. – Помню наказ отца: «Ты, сын, за мужика в доме остаешься, помогай матери и смотри за младшими братьями».

Разве можно забыть те страшные годы? Разве можно забыть людей, эвакуированных из блокадного Ленинграда? Такое не забывается.

- Рядом с нами стоял старенький домик, и там поселилась женщина с пятью девчонками, - говорит герой. - Они от голода все опухшие. Мы что-то соберем дома из еды и несли им. Вся деревня так делала. Мать заставляла дочек больше спать, чтобы они силу набрали, восстановились после голода.

Эвакуированные женщины организовали художественную самодеятельность и учили нас более культурному уровню жизни, запрещали ребятам всякие дразнилки в адрес других, подстригали. У тети Сони жила парикмахер из Ленинграда, там нас мальчишек всех и собирали для стрижки.

Тетя Николая Петровича получила известие, что её муж пропал без вести, так она его всю жизнь ждала. Не дождалась. Воспитала одна четверых ребят. 

На войне Петр Алексеевич был ковалем, служил в кавалерийском кубанском полку. Домой писал редко, но все его письма были оптимистичны, с надеждой на победу. Под Сталинградом он попал в окружение, но удалось спастись. Победа отца застала на Кавказе. А в это время в родной деревне творилось нечто.

- Из сельского совета сообщили, что враг капитулировал и мы победили, - вспоминает Николай Петрович, - бригадир нашел меня и сказал, чтобы я быстро седлал коня и всех оповестил о победе.

- Так, получается, вы были добрым вестником?!

- Получается, что так. Я не помнил себя от счастья, когда кричал это короткое, но такое долгожданное и важное по смыслу слово: «ПОБЕДА!» - за ним были кровь и боль, душевные раны и слезы. Люди выскакивали из домов, кто плакал, кто смеялся… 

Русский народ – он такой: и в горе, и в беде вместе. По сусекам поскребли, наскребли на праздничный стол, так просто по домам после радостной вести никто расходиться не желал. А потом люди стали ждать возвращения тех, на кого не получили похоронку. Все Гвоздаревы: родители, жена и дети – жили послевоенные дни в ожидании с войны сына, мужа и отца. И вот они услышали, что Петр должен прибыть на вокзал, сердце готово было выскочить у Николая, когда он запрягал коня, чтобы ехать навстречу папке…

За годы, что не видел отца, паренек возмужал, окреп физически из-за тяжелой работы. Приходилось и сено косить, и колоски собирать, и быков объезжал (лошадей забрали для фронта). Бедным женщинам приходилось огород под картошку вручную вскапывать. На коровах и быках пахали поля. Бывало, корова или бык заупрямится – и все тут, хоть режьте его, шага не сделает, а женщины поплачут и дальше идут. Школяры им как могли, помогали. Каждый выполнял план по сбору колосков. Третьеклассник должен был сдать пятнадцать килограммов, а четвероклассники уже двадцать. Подсобное хозяйство тяжело было держать во время войны, кто держал, по ночам косили, а без него вообще крах. Пусть и налоги платили большие, но хоть что-то и детям оставалось. Мама у Николая Петровича работала еще и на кирпичном заводе, формовала кирпичи. Тяжело было. Во время голода, картошка мерзлая слаще конфет казалась…

Кроме картошки выращивали лен, коноплю.

- Лен ткали, из конопли делали веревки и жали масло, - рассказывает мой собеседник. Как ни тяжело было, но мама отправила сына учиться в пятый класс в соседнее село. Сняли там палати, - это спальное место под потолком. Там и уроки приходилось делать. Один раз в день в школе кормили. Утром, если то, что из дома могли принести, а что там принесешь? И все же учебу пришлось оставить. Мама без старшего сына не справлялась. Вот тогда бригадир и поставил перед мальчишкой задачу обучить быков для колхозных работ. И как только быки ни бодались, как они ни брыкались и ни били копытом, к весне их Николай обучил, всех пятерых. На них он стал подвозить и семена к сеялкам. Что говорили, парню, то он и делал. Надо коногонить – идет управлять лошадями. Вставать приходилось ни свет, ни заря. Днем косят, в ночь идут на скирдовку, часа два поспят – и опять на работу…

Узнал голос отца

Все это вспомнилось мальчишке, пока он ехал на станцию. И вдруг он услышал пение. Пели мужчины… Николай всего три километра от дома отъехал. Он сразу узнал голос отца и бросился к нему в объятья. Встречать героя с войны пришла вся деревня. Но отдыхать было некогда. Петр Алексеевич сразу пошел на работу в кузницу, а Николая взял к себе молотобойцем.

Без учебы нельзя

После войны в семье родилась Зина и Володя. Зина была единственной девочкой и всегда сожалела об этом. Просила, чтобы её называли Андрюшкой. Вот такая шустрая девчонка.

Петр Алексеевич хотел, чтобы Николай получил образование, он узнал, что в Васино есть школа по подготовке специалистов сельского хозяйства и направил туда сына. Николая приняли. Он учился на профессию колхозного счетовода, сейчас бы это называется проще - бухгалтер. В 1948 году Николай получил диплом об окончании, хотя тот листочек, где записи сделаны еще перьевой ручкой, дипломом назвать трудно, но тогда только такие и выдавали. Молодого специалиста направили на работу в малый колхоз. Парень почти сразу себя проявил, его годовой отчет так приглянулся начальству, что его тут же нагрузили более сложными задачами и отправили в родное село, где он и трудился, пока его не призвали в армию.

«Не подведи, сынок»

Был май 1951 года. Таких, как он, новоявленных солдат погрузили в вагоны, с двухъярусными нарами и соломой вместо матрацев. По движению поезда ребята поняли, что едут на восток. Под шум колес Николай прокручивал в памяти свои проводы, как, провожая сына на службу, отец сказал ему: «Не подведи, сынок, служи достойно». На станцию Черниговка поезд прибыл вечером. Новобранцев встретил военный с голубыми погонами. Пока шли в часть, по традиции изорвали всю гражданскую одежду.

- Кто придумал такое? Даже не знаю, - говорит Николай Петрович. – Как только пришли в часть, нас отправили в баню и выдали летнюю солдатскую форму с голубыми погонами, что значит принадлежность к авиации. Вот так началась моя служба. Служил я недалеко от Благовещенска. Попал в группу воздушных стрелков –радистов. Поддерживали солдата письма из дома. Писал отец, мама была неграмотной.

В первый же день в боевой части нас распределили и я попал во вторую эскадрилью авиационного полка. А на второй день пребывания в части мы уже прыгали с парашютом. До сих пор помню свой первый прыжок. В четыре утра нас подняли. Я прыгал первым. Я отделился неправильно, надо было прыгать ногами вперед, а я нырнул в небо, как в речку… Но ничего справился. Смотрю, вокруг меня ребята летят, переговариваются, и такой восторг почувствовал тогда. И всякий раз его испытывал, когда поднимался в небо.

Ответственного паренька командир эскадрильи выделил сразу и назначил его старшиной.

За успехи в боевой и политической подготовке, за безупречную службу в рядах Советской армии Николай Петрович был награжден фотокарточкой возле красного знамени. Это считалось большой честью. Вместе с наградой был предоставлен и кратковременный отпуск. Была осень 1953 года.

- Я приехал домой и узнаю, что Анатолий получил повестку. Вот так меня встретили, а его проводили. После отпуска едва успел попасть в полк, меня встретили сослуживцы и сказали, что мой брат в этой же части. Я его нашел и посоветовал пойти в школу, где я учился. Он так и сделал – получил специальность бортового механика. Мы написали с ним рапорт командиру дивизии, с просьбой служить вместе. Вот так мы стали служить в одном полку до 1955 года, на одном самолете летали, вместе прыгали с парашютом. После моего увольнения из армии старшиной вместо меня стал он. 

Где эта девушка?

Еще, когда я служил, мои командиры убедили меня, в том, что я нужен партии, так что мобилизовался я уже кандидатом. По прибытии в Тогучинский райком партии, чтобы встать на учет, мне предложили продолжить учебу в Новосибирске в школе по подготовке на председателя колхоза. Однако в 1956 году школу закрыли, я окончил только один курс. Дальше пришлось продолжать учебу в Колыванском техникуме, который и окончил благополучно в1958 году. Так как на учебу Николая Петровича направляла партии, то после получения диплома он получил направление на работу секретарем парткома в Тогучинский район в село Лебедево.

Однако за это время в жизни Николая Петровича произошли серьезные перемены – он встретил девушку необыкновенной красоты, причем встретил как-то буднично, зашел в столовую пообедать и увидел её в окне раздачи. Девушка с длинной косой толщиной даже не в ладонь, а в две, с ямочками на щеках не могла не привлечь к себе внимание. Внутри сразу что-то щелкнуло, но подойти и познакомиться Николай тогда постеснялся. Но в мыслях девушка засела прочно. Когда после каникул он вернулся к учебе, то принялся её искать. Только в столовой она уже не работала. Вот как найти человека, если даже имени его не знаешь? А Николай Петрович нашел! Пришел под Новый год в клуб и там встретил девушку, которую так долго искал. Сразу пригласил её на танец и больше не отпускал от себя ни на шаг. Проводил до дому, узнал, что её зовут Галиной. Статный и уверенный парень сразу понравился девушке. В долгий ящик дело откладывать не стали, немного подружили и решили пожениться.

Просить руку к родителям невесты было идти страшновато. С бутылкой шампанского пошел в сваты. Волновался страшно, но все закончилось благополучно - свадьбой. Родителям Николая молодая жена сразу приглянулась. Молодожены сняли в Колывани квартиру, ведь надо было получить диплом. Первым в семье родился сын Валерий. Николай Петрович проводил жену в роддом, а сам с нетерпением стал ждать: кто же родится? Вздохнул спокойно лишь, когда узнал, что все закончилось хорошо. Через два года родилась Лиля – долгожданная доченька. Галине Михайловне не пришлось насладиться материнством, она рано вышла на работу. Дети видели, как родителям приходится нелегко. Они старались во всем им помогать.

Уступать не хотела

А тут Николаю Петровичу предложили поступить в институт. Галина Михайловна горячо поддержала мужа. Но уступать ему не хотела. Пока он готовился в Новосибирске к поступлению, Галина Михайловна готовилась к поступлению в тот же сельхозинститут дома. 

- Столько всего надо было восстановить в памяти, - рассказывает она, - деревня спит, а я учу, сижу за учебниками. Он приехал как-то домой, рассказывает, когда у него вступительные экзамены, я возьми и скажи ему, чтобы узнал, когда будут экзамены на экономический факультет, что я готова к поступлению. Тут уже он меня поддержал. За детьми смотрела мама Моримьяна Павловна, приезжала из Колывани. Экзамены сдали благополучно. Николай, правда, поступил на зоологический факультет.

Но на этом учеба Николая Петровича не закончилась - дальше была высшая партийная школа.

Глядя на папу с мамой, и дети учились отлично. Чтобы семья была вместе, Гвоздаревым пришлось переехать из Лебедево в Новосибирск, так каждый день города домой не наездишься. Галина Петровна устроилась по профессии на завод, а Николай Петрович продолжил грызть гранит науки. Валера и Лиля старательно выполняли все задания мамы.

- Они так старательно мыли посуду, что столько тарелок перебили, не счесть!- вспоминает Галина Михайловна. – Но я их не ругала, разве за старание ругают? Сейчас у детей все хорошо. У нас есть внук и три внучки, есть даже правнучка Полина, ей пока два месяца. Сын стал летчиком, дочка- экономист. В прошлом году получила государственную награду за профессионализм. Стараются приезжать к нам на праздники и дни рождения. Накрывают сами стол, дарят подарки, что нам еще надо?

Рожден для деревни

В 1972 году стал директором Белоярского зверосовхоза. Галина Михайловна, как нитка за иголкой, поехала за супругом. Да и город никогда не нравился Николаю Петровичу. «Я рожден для деревни»,- говорит он.

В России тогда было сто двадцать звероводческих хозяйств. Из них было пять убыточных, среди них – Белоярка. Казалось ничего сделать нельзя. Но уже в первый год работы молодого директора, появилась прибыль.

- В первую очередь поставил себе задачу сплотить коллектив, - рассказывает Николай Петрович, - собирал собрания, рассказывал о планах на будущее и привлекал к личной заинтересованности каждого. Прежде всего, мы побывали в передовых звероводческих хозяйствах: в Московской, в Ленинградской, в Алтайской областях и взяли себе на заметку самое лучшее. Установили поддоны, чтобы при рождении щенки не терялись. Выделку продукции стали осуществлять по новой технологии, до этого обработка шкур была разобщенной и велась в трех местах. Для повышения производственной эффективности были установлены новые линии кормления. В Финляндии закупили новейшую технику для обезжиривания шкурок. Всем технологическим процессом скрупулезно руководил главный инженер зверосовхоза Василий Павлович Евстифеев. К слову, с ним вместе мы стали готовиться и к выходу на пенсию, чтобы не заскучать без работы, развели с соседом пчел.

Не только повышением производства зверосовхоза был заинтересован директор, но и социальной базой села. Для специалистов строилось жилье, при нем было закончено строительство школы, асфальтировались улицы. Забота о человеке всегда была для моего героя на первом месте

Когда Николай Петрович принимал хозяйство, там было шесть тысяч норки, пятьсот лисиц и 300 кроликов. По рентабельности лисицы и плодовитости норки вошли в первую десятку среди зверосовхозов России. И качество шкурок было высочайшего качества. Шкурок производили в год по 100 тысяч норки и по 8 тысяч лисицы. Учет продукции был жесткий. Никто из работающих не мог себе купить продукцию, которую производили. Лишь в восьмидесятых годах можно было тридцать процентов от продукции реализовать работающим и населению. 

Запоминающимся всегда был День зверовода, он проходил в первое воскресенье июля, после подведения итогов получения щенков. Галина Михайловна принимала самое активное участие в программе праздника, сама её придумывала. До сих пор помнят белоярцы чествование передовиков, их везли к Дому культуры на мотоциклах. Школьники стояли по обе стороны дороги и приветствовали героев труда. Многие тогда говорили: «Только ради этого стоит жить!

Кстати, школьники во время летних каникул заменяли специалистов, уходящих в отпуск, и это была для них большая честь.

Когда Николай Петрович уходил на пенсию, то норок в зверосовхозе уже было 25 тысяч, лис 1700, а кроликов - 2 700.

Трудовая книжка Николая Петровича пестрит благодарностями и поощрениями, Галина Михайловна от него далеко не ушла, грамоты и дипломы бережно хранятся в семье. За труд и заботу о людях, за вклад в развитие района Николай Петрович является Почетным гражданином Мошковского района. Но и сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, он никогда не отказывает односельчанам в дельном совете и моральной поддержке. У него активная жизненная позиция. В свои восемьдесят два года он многим даст форы, Николай Петрович пишет мемуары, а память у него отличная, любит ходить за грибами, которые любимая жена умеет вкусно готовить, и просто радуется каждому новому дню, не важно при этом, светит солнце или идет дождь. Он - крепкий корень, под стать своим деду и отцу. 

Марина Евгеньева 

Просмотров: 721 | Добавил: Gazeta | Теги: Мошковская новь, земляки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz